Уважаемое читатели моего блога! Эту первую статью по грузоподъемному оборудованию я пишу на правах инженерно-технического работника с почти тридцатилетним стажем, а также имея в своем личном архиве множество удостоверений начиная от «удостоверения стропальщика» до ответственного за очень большое крановое хозяйство. Статья адресована для владельцев грузоподъемного оборудования, имеющего на своем балансе устройства грузоподъемностью до 2,0 тон, представленного на нашем сайте.
Не все организации имеют в своем штате инженеров по охране труда и техники безопасности, не все директора, прорабы, начальники участков лично знакомы с законами Украины по охране труда, такая уж реальность наших суровых дней, когда надо работать, строить, зарабатывать, даже часто с нарушениями, которые являются грубейшими и могут быть чреваты тяжелыми последствиями.
Я не призываю к легализации нарушений, речь пойдет о глубокой логике вещей, которая и стала основой всех инструкций, разделов и статей законов по охране труда и техники безопасности. К тому всему, суровость всех экстренных мер является следствием множества травм, увечий, а то и летальных случаев с работниками, не считая прямых материальных убытков. Но существуют очень простые, достаточно доступные способы и методы «общения» с грузоподъемным оборудованием, используя которые, лицо реально ответственное за здоровье и жизнь своих работников, не допустит ситуации, когда надо будет смотреть в глаза пострадавшему или не лучше, если его родственникам. Речь идёт об испытании крана подъемного, равно как любого другого грузоподъемного оборудования.
Законом регламентированы все подробности этих работ, которые до буквы прописаны везде где только можно. Но! Суть сводится к самым важным основополагающим моментам: испытания, которые могут быть статическими и динамическими.
Попытаюсь простыми словами описать процесс, для чего он нужен, а также когда это надо делать. Опять также уточняем, что речь идет о кранах до 2тон, представленных на нашем сайте. Испытания надо проводить в следующих случаях:
Что надо делать при испытании:
- Статистическое испытание: одним из самых неприятных отказов в работе грузоподъемных машин есть ситуация, когда груз кран «не держит». Хорошо если оператор может контролировать ситуацию, и последствия каким-то образом может предотвратить. Но неисправность эта не шуточная.
Для понимания и оценки технического состояния кранов предназначено данное испытание. Испытывают кран следующим образом: груз, превышающий на 20-25 процентов (или на четверть), подымаем на безопасную минимальную высоту и удерживаем на протяжении перекура оператора, при этом тормоз должен полностью справляться с возложенными на него обязанностями, т.е. груз не должен «проседать». Логика такова: если с перегрузом на четверть кран с весом справляется, то с меньшим весом кран справиться тем более, и тем самым вероятность наступления форс-мажора с аварийным опусканием груза будет минимизировано.
- Динамическое испытание:
Динамическое испытание проводят тоже с перегрузом крана на четверть и моделируют искусственно ситуацию, когда в какой-то момент на кране аварийно продает электропитание, и несмотря на перегруз, должен сработать тормоз, удерживающий груз. Но в момент возобновления электропитания кран с любого предыдущего положения груза должен «запустится» и продолжить работу.
Я доступно, без официальных словосочетаний и точных цифр доходчиво объяснил: что, когда, и как надо делать, чтобы люди, работающие с грузоподъемным оборудование были живы и здоровы!!!
Существуют Правила охраны труда во время эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемных устройств и соответствующего оборудования НПАОП 0.00-1.80-18 от 19.01.2018 г., множество разделов которого регламентируют все без исключения аспекты ремонта, монтажа и демонтажа, испытаний, освидетельствований, расследований несчастных случаев, назначений ответственных всех уровней и много еще других рабочих моментов, возникающих с эксплуатацией грузоподъемной техники.